Международный проект по цифровизации общего образования

Томский государственный университет реализует проект «Развитие цифровой грамотности школьников и подготовка педагогических команд для цифровой трансформации образования». Проект поддержан Федеральным агентством по делам содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству и направлен на тиражирование лучших практик по развитию цифровой грамотности и внедрение в образовательный процесс цифровых образовательных технологий.

Россотрудничество в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализует мероприятия, направленные на продвижение геополитических интересов России в сферах культуры, образования и новых технологий, а также на укрепление международных связей при сохранении принципов высокого профессионализма, эффективности и устойчивого развития.

География проекта: Республика Казахстан, Киргизская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Российская Федерация.

Сроки реализации: сентябрь — декабрь 2019 г.

В реализации проекта задействованы подразделения ТГУ: Центр развития современных компетенций детей и молодёжи, Институт дистанционного образования, Управление международных связей и Управление нового набора. Оператором проекта выступает НОЦ «Институт инноваций в образовании».

В рамках проекта:

  • учащиеся будут иметь возможность пройти на цифровой образовательной платформе обучающие курсы, нацеленные на формирование осознанного цифрового поведения, развитие навыков цифровой грамотности и разработку собственных цифровых продуктов;
  • педагогические команды примут участие в программе повышения квалификации «Цифровая трансформация школы: стратегия, сетевые проекты, новые компетенции»;
  • администраторы учреждений образования получат консультации по созданию управленческих проектов цифровой трансформации учреждения с учетом ресурсов сетевого взаимодействия на региональном, национальном и международном уровнях.

Результаты проекта могут быть полезны:

  • органам управления образованием для формирования карты проектов перехода школ к деятельности в условиях цифровой трансформации;
  • руководителям учреждений образования, ориентированным на переход к деятельности в условиях цифровой трансформации общества и экономики;
  • педагогическим работникам, осваивающим современные образовательные технологии;
  • учащимся, заинтересованным в повышении своей образовательной конкурентоспособности, которые получат не только новые навыки, но и представления о современных видах профессиональной деятельности.
Концепция проекта

Проникновение информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека актуализировало задачу формирования цифровой грамотности как одной из ключевых функциональных грамотностей еще в конце 90-х годов. В Пражской декларации «К информационно грамотному обществу» (2003), Александрийской декларации об информационной грамотности и образования на протяжении всей жизни «Маяки информационного общества» (2005), Фесской декларации о медиа- и информационной грамотности (2011), рекомендациях ИФЛА (2011), Московской декларации о медиа- и информационной грамотности (2012) цифровая грамотность рассматривается как:

  • совокупность медийной и информационной компетенций, необходимых для эффективного использования медиа и иных поставщиков информации, развития навыков критического мышления и обучения на протяжении всей жизни для общения и реализации активной гражданской позиции;
  • набор знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета;
  • ключевая функциональная грамотность, позволяющая реализовывать информационную потребность и создавать новые информационные продукты, в т.ч. образовательные с использованием цифровых устройств, компьютерного оборудования и программного обеспечения, цифровых ресурсов и технологий, а также готовность участвовать в информационно-образовательном взаимодействии с помощью компьютерных, спутниковых каналов связи.

Такое понимание цифровой грамотности существенно меняет распространенные на уровне школьного образования представления об ИКТ компетенциях учащегося и педагога. Не является достаточным только введение курсов по цифровым технологиям в образовательный процесс и повышение квалификации педагогов по новым средствам обучения.

Цифровая трансформация образования должна затрагивать содержание обучения, речь идет о формировании основ цифровой гражданственности, киберэкологии и кибербезопасности, критического мышления и социокоммуникативного поведения. Трансформация должна отразиться на введении индивидуализации как ключевого принципа организации образовательного процесса, позволяющего обеспечивать выбор содержания и способа обучения, отслеживать динамику образовательных результатов по цифровому следу, строить адаптивные системы обучения. Трансформации должны быть подвергнуты и базовые процессы функционирования, и управления в образовательном учреждении: планирование, контроль, мониторинг, документооборот и т.д. Более того цифровая трансформация должна отразиться на стратегии взаимодействия с внешними партнерами образовательного учреждения, так как цифровизация позволяет реализовывать сетевые проекты и программы, выводить образовательный процесс не только за пределы организации, но и города, страны.

Для учащихся предлагается цифровая образовательная среда Exterium, в основе которой, помимо инструментов организации образовательного процесса и интерактивного образовательного контента, лежит система развития ребенка, основанная на технологии измерения и учета компетенций. Центральным элементом системы является личностный и профессиональный профиль. Агрегируя и анализируя действия ребенка, проявленный интерес к контенту, пройденные образовательные курсы и достижения, система позволяет спроектировать дальнейшую траекторию успешного развития ребенка. На платформе школьники 11-18 лет пройдут дистанционный курс по основам проектной работы «Формируем идею проекта», а также по желанию смогут выбрать для прохождения цифровые образовательные курсы «Цифровое искусство», «Мультипликация как пример имитационного моделирования», «Современные технологии 3D-моделирования, проектирования и печати».

Перед подключением к платформе Exterium для учащихся будет проведено очное 4-х часовое погружение на проектном интенсиве «Мой цифровой образовательный проект», после которого они построят свою индивидуальную траекторию в учебных курсах.

Тематическое содержание курсов по выбору
  • «Цифровое искусство» (80 часов). Тематическое содержание: Изобразительное искусство. Прикладное искусство. Компьютерная графика. Фотоискусство и фотомонтаж. Живые картинки и необычные приёмы рисования. Курс рассказывает, что между всем этим общего и почему в современном мире все это имеет отношение к цифровому искусству. В процессе обучения создаются художественные произведения в цифровой форме.
  • «Мультипликация как пример имитационного моделирования» (80 часов). Тематическое содержание: Снять кино или сделать мультфильм? Что из этого сложнее? Кино — это отражение действительности, а мультфильм — ее имитация. Тонкости анимации, как процесса, хитрости аниматоров, различные техники мультипликации — это теория. А практика — создание анимационных роликов, имитирующих реальные физические процессы.
  • «Современные технологии 3D-моделирования, проектирования и печати» (80 часов). Тематическое содержание: 3D-технологии. Виртуальный LEGO-конструктор. Дополненная реальность. Архитектурная визуализация. Дизайн интерьеров. 3D-принтеры. 3D-рисунки.
Маршрут участия в проекте для школьников

Педагогические команды пройдут обучение в дополнительной профессиональной программе «Цифровая трансформация школы: стратегия, сетевые проекты, новые компетенции». Администраторы выработают стратегию и спроектируют трансформацию своей школы с применением цифровых продуктов управления и обучения, новых педагогических позиций и процессов,чтобы стать современным, привлекательным и передовым образовательным учреждением.
Для педагогов-наставников доступна стажировка на платформе Exterium.

Очная стратегическая сессия предполагает выделение проблемных зон в цифровой трансформации учреждения и определение направлений стратегического развития. Формы реализации программы: интерактивные лекции, кейс-стади, практикумы, проектные семинары, тренинги. Выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца. По завершению программы педагогическими командами будут разработаны управленческие проекты цифровой трансформации учреждения. Специалисты ТГУ окажут экспертно-консультационную помощь в дистанционном режиме.

Навигатор по программе для педагогов, наставников и администраторов

Фотогалерея с мероприятий в Киргизской Республике 11-14 октября 2019 г.