ТГУ и школы-партнеры: Как сделать обучение мотивирующим и продуктивным

Педагоги и руководители общеобразовательных учебных заведений и преподаватели Томского государственного университета обсудили новые формы сотрудничества на осенней конференции школ-партнеров.

Это масштабное мероприятие ТГУ проводит третий год совместно с Департаментом образования администрации города Томска и Региональным центром развития образования.

– ТГУ действительно распахнул для нас свои двери, открыл все свои возможности, чтобы образовательный процесс в наших школах, гимназиях, лицеях стал более современным, насыщенным, интересным, мотивирующим ребенка к проектной деятельности, к исследовательской деятельности, – отметила начальник Департамента Ольга Васильева.

Участников конференции – а это 150 учителей более 30 томских школ – познакомили с ресурсами Томского государственного университета для организации внеурочной деятельности, дополнительного образования и профильного обучения школьников, а также представили им перспективные научные направления и планы по развитию университета.

– Нам было интересно стать в ТГУ стажировочной площадкой по обучению педагогов организации проектной деятельности школьников. Наши педагоги сейчас имеют возможность не только побыть в роли тех, кто учит, сопровождает детей, но и поделиться с коллегами своими методическими наработками. А коллеги из университета дополнят нам задания для проектной деятельности междисциплинарным содержанием, – рассказала заместитель директора по учебной работе Школы совместной деятельности № 49 Людмила Чуяшова.

СТЕМ-сессия _октябрь2016

Реализация совместных программ активно обсуждалась в группах по каждому направлению – это «STEM-образование», «Liberal Arts – свободные науки и искусства», «Формула творчества», «Предпринимательство и лидерство», «Горизонты будущего», «Основы проектирования». На данный момент на базе ТГУ стартовали четыре из этих шести программ для целевых профильных групп учащихся.

Открытие программы «Формула творчества» прошло в ДДТ «У Белого озера» в режиме недельного лагеря дневного пребывания, который включил в себя экскурсии участников программы на площадки учреждений-партнеров, в том числе в ТГУ, а также мастер-классы, семинары и практические занятия с обучающимися.

Программа «STEM-образование» открылась STEM-сессией: 200 школьников, мотивированных на более глубокое изучение естественнонаучного и физико-математического профилей, получили информацию о перспективных исследованиях в ТГУ и возможностях включения в них старшеклассников, 80 ребят будут участвовать в программе в течение всего учебного года на постоянной основе.

«Предпринимательство и лидерство» стартовало с ознакомительного образовательного события – бизнес-дня для старшеклассников. Около 40 учащихся 9-11 классов Томска и Томского района познакомились с ресурсами ТГУ в контексте предпринимательства и другими совместными программами, реализуемыми ТГУ. Школьники, в свою очередь, поделились своими планами относительно выбора будущей профессии и вуза.

– Для нас было важно показать ребятам не только возможности и ресурсы разных образовательных профилей в ТГУ, но проблематизировать личностное и профессиональное самоопределение, более четко определиться с будущим местом и профилем учебы, – комментирует Святослав Грибенников, координатор предпринимательского профиля Института инноваций в образовании ТГУ.

Параллельно с тренингом по самоопределению был проведен круглый стол с участием представителей НИ ТГУ, РЦРО и педагогами школ Томска, где обсуждалась возможность реализации программы по формированию предпринимательских компетенций со школами-партнерами на территории региона. В рамках программы участники будут осваивать технологии проектирования и реализации бизнес-проектов, каждый из которых должен быть выполнен с ноября по апрель. Итоги работы по проектам планируется представить на конкурсе в секции предпринимательского профиля Весенней конференции школ-партнеров, лучшие смогут получить поддержку в рамках ректорского гранта, а также Фонда Бортника.

Программа «Liberal arts» реализуется в рамках линии «Предбакалавриат Liberal arts ТГУ», которая создавалась специально для качественной подготовки потенциальных абитуриентов университета и включает развитие ориентации на критическое мышление, мягкие компетенции, исследовательскую культуру. Отбор в программу был проведен на интеллектуальной игре, в которой приняли участие около 150 школьников 8-11 класса. На станциях с заданиями философской направленности старшеклассники, к примеру, пытались разгадать силлогизмы и догнать перепатетика. В следующий модуль прошло около 80 человек, для них предусмотрена систематическая работа в рамках курса с января по апрель – тренинги, мастер-классы и лекции по философии.

– Для всех остальных и для тех, кто прошел отбор, но хочет посмотреть что-то еще, с ноября по декабрь мы организуем культурологический блок (квест по русским праздникам) и филологический (интерактивная лекция о лингвистике для школьников и педагогов). Пройти любой модуль можно и в дистанционной форме – на Школьном портале ТГУ, а в апреле прийти со своими проектами на факультетские конференции и на конференцию школ-партнеров, – поясняет доцент философского факультета Юлия Осаченко, координатор программы «Liberal arts».

Организаторы этого направления также собираются запустить для участников «Liberal arts» конкурс письменных работ «Рефлексивное эссе». Подготовиться к написанию эссе можно будет на специальных тренингах, полезных и для решения заданий повышенной сложности по обществознанию. Отметим, что победители всех конкурсов получат дополнительные баллы при поступлении в ТГУ на любой факультет.

Бизнес-день для старшеклассников

Подводя итоги Осенней конференции школ-партнеров и сопутствующих ей программ, заместитель проректора ТГУ по учебной работе Елена Суханова сказала:

– Разрабатывая стратегию взаимодействия с системой общего образования, мы особую роль отводим работе с педагогами и учащимися школ города Томска. Близость к университету, давние связи, множество наших выпускников, работающих в этих школах, – все это позволяет нам делать ставку не только на количество, но и на качество потенциальных абитуриентов. Под качеством мы понимаем и высокий балл ЕГЭ, и мотивацию к профессиональной деятельности, опыт реализации собственных проектов и исследований, способность построить индивидуальную образовательную траекторию. И главное – желание учиться в Томском государственном университете.

Добиться такого результата можно в совместной деятельности, считают в ТГУ. Именно поэтому университет образовательные междисциплинарные программы объединяют практически все факультеты и институты, а совместные образовательные программы и мероприятия сопровождают не только сотрудники Института инноваций в образовании и преподаватели факультетов, но и активные и заинтересованные студенты, магистранты и аспиранты. Без них был бы невозможен тот масштаб мероприятий, которые в этом году ТГУ планирует для будущих абитуриентов.

– Содержание и формы реализации мы разрабатываем как с нашими специалистами, так и педагогами школ, – добавила Елена Анатольевна.– Важно, чтобы программы ТГУ были логично включены в образовательный процесс школы, график работы педагогов и университетских преподавателей. Все эти вопросы мы обсуждали на осенней конференции школ-партнеров.