ТГУ готовит школы Киргизии к образованию в условиях цифровизации

Томский государственный университет и Общественный фонд «Единство» проводят для школьников, педагогов и администраторов школ в городах Бишкеке и Оше Киргизской Республики образовательные программы по развитию цифровой грамотности. Стартовые события, проектные интенсивы и стратегические сессии, охватили уже более 600 участников.

Чтобы быть современными, конкурентоспособными и учить детей «будущему» педагоги и администраторы школ Киргизии приняли приглашение участвовать в международном проекте «Развитие цифровой грамотности школьников и подготовка педагогических команд для цифровой трансформации образования», в том числе в очных мероприятиях, подготовленных специалистами ТГУ. Результатами участия в проекте станут освоение современных образовательных технологий и проекты перехода школ к деятельности в условиях цифровой трансформации.

Педагоги подключились к программе повышения квалификации «Цифровая трансформация школы: стратегии, сетевые проекты, новые компетенции» на дистанционной платформе Moodle. Школьники познакомились с работой в цифровом пространстве, приняли участие в интерактивных опросах и разработали идеи цифровых образовательных продуктов и проектов.

–  На старте проекта мы поставили перед учителями ряд вопросов, актуальных для современной школы: «Какие цифровые средства меняют процесс образования?», «Как меняется сама роль учителя?», «Какие новые позиции в образовании становятся ведущими?», –  рассказал заместитель директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ, разработчик стратегических сессий и проектных интенсивов Сергей Степанов. – В ходе сессии команда экспертов ТГУ вместе с участниками искали ответы на них, обсуждали идеи и стратегии трансформации образовательных учреждений.

Интерактивный опрос учителей о личных задачах в профессиональном развитии показал, что самыми частыми ответами были: «научиться использовать цифровые технологии на уроках», «модернизировать учебно-воспитательный процесс» и «повысить свою цифровую компетентность». Кроме того, большинство педагогов высоко оценили свою готовность работать в новых форматах, с разными возрастами и межпредметным содержанием.

Учителя и администраторы школ единодушно отметили важность и актуальность тематики стратегической сессии:

–  Хотелось бы поблагодарить команду ТГУ и Фонд «Единство» за интересный и полезный проект, очень важный и нужный сегодня, – выразила общее мнение представитель коллектива СОШ №52 г. Бишкека. –  Чувствуем, что будет нелегко, но в этом самый важный смысл любого обучения.

–  Эксперты ТГУ очень интересно, а самое главное, доступно провели семинар. Для учителей важно идти со своими учениками «в ногу», – подтвердила учитель УВК ШГ №38 Татьяна Корнеева.

–  Спасибо за актуальность проекта, который заставляет идти «только вперёд», отвечая требованиям времени. Приятно видеть знающих и увлечённых людей, – поблагодарила ведущих завуч начальной школы Ольга Бойкова, школа-гимназия № 1, г. Токмак.

Помимо мероприятий для преподавателей, проект предусматривает также программу для учащихся школ и наставников. 12-13 октября для 300 учеников школ г. Бишкека прошли запуски этой программы — проектные интенсивы «Мой цифровой образовательный проект». 34 педагога-наставника, заранее рассмотрев специфику сопровождения проектной деятельности детей, вместе с учащимися сформировали и обсудили идеи цифровых продуктов и проектов. В Оше мероприятия прошли 19-20 октября, в них приняли участие 140 школьников и 58 учителей.

– Хотелось бы отметить уровень организации мероприятия: замечательными идеями были брендированный раздаточный материал и то, как был решен вопрос сохранения детьми логина и пароля от образовательной платформы, – поделился впечатлением от проекта зам. директора по учебно-воспитательной работе УОК «Эрудит» Артур Сатаркулов. – Сама система обучения построена интересным и современным образом, представители ТГУ всегда были готовы прийти на помощь командам и ответить на все вопросы. В целом мероприятие проведено на хорошем уровне, участвовать было интересно, ребята воодушевлены и с удовольствием выполняют предложенные задания.

– По мнению детей, семинар был очень познавательным, школьники «загорелись», в течение недели обсуждали свой проект, искали слабые места, пути их устранения, – дала обратную связь представительница УВК ШГ №38 г. Бишкека. – Спасибо организаторам и ведущим за возможность самореализации ребят!

По итогам интенсива в Бишкеке было заявлено 17 проектов в сфере истории и регионоведения Киргизии («Интерактивная карта достопримечательностей Киргизии», «История Киргизии в игре»), экологии («Мультфильмы, рассказывающие о важности экологической ответственности», «Карта, показывающая расположение урн для раздельного сбора мусора»), здорового питания («Здоровое питание. Национальные продукты и их история»), техники («Антиугонная система для велосипедов», «Энергосберегающее освещение дорог», «Автомат по сбору пластиковых бутылок»), математики и языковой подготовки школьников («Приложение для помощи в изучении киргизского языка»), по организации школьной жизни («Карта-навигатор по школе», «Интерактивная история школы», «Сайт, рассказывающий о правах школьников») и др.

В Оше учениками было заявлено 15 цифровых продуктов и проектов, среди них: «Сайт по обмену вещей и учебников в школе», «Обмен хорошего поведения на бонусы в школе» и «Самодвижущиеся мусорные урны». Лучшие проекты будут представлены на Международном онлайн-фестивале детских цифровых продуктов и проектов в декабре 2019 г.

Справка. Проект «Развитие цифровой грамотности школьников и подготовка педагогических команд для цифровой трансформации образования» реализуется при поддержке грантовой программы Россотрудничества.

Россотрудничество в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализует мероприятия, направленные на продвижение геополитических интересов России в сферах культуры, образования и новых технологий, а также на укрепление международных связей при сохранении принципов высокого профессионализма, эффективности и устойчивого развития.