Тьюторская служба ТГУ

Одно из приоритетных направлений в образовательной политике Томского государственного университета – индивидуализация образовательного процесса. С 2018 года в университете реализуется проект «Создание системы тьюторского сопровождения для студентов с высоким образовательным потенциалом». В рамках этого проекта функционирует Тьюторская служба ТГУ, в составе которой работают 3 тьютора.

На сегодня у Тьюторской службы университета несколько направлений деятельности: 

1. Сопровождение студентов ТГУ

Тьюторы ТГУ помогают студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию и ориентироваться в образовательных ресурсах университета, сопровождают движение студента по разработанной ИОТ.

Студенты обращаются в Тьюторскую службу с запросами о помощи в определении своего места в университете и поиске необходимых ресурсов для самореализации, выбора будущей профессии. Есть студенты, которые знают, чего хотят, но им не хватает мотивации и самодисциплины. Также есть обращения за консультациями о порядке перехода на индивидуальный учебный план.

Работа со студентами происходит в двух форматах: индивидуальные тьюториалы и образовательные события.

Для расширения представлений студентов о современных профессиях, Тьюторская служба регулярно проводит «Клубы самоопределения». Спикерами клуба становятся люди, которые самоопределились в своей профессии и могут поделиться со студентами историей своего профессионального пути: как они поняли, что хотят выбрать именно это дело, что им помогало, какими ресурсами они пользовались и т.д. Студенты могут сами предлагать кандидатуры, истории которых им было бы интересно услышать. До и после рассказа спикера, тьюторы делают со студентами упражнения, которые помогают им сфокусироваться на важных моментах самоопределения.

В период пандемии участились запросы к тьюторам по поводу трудностей с самоорганизацией. В связи с этим появился «Марафон самоорганизации» — чат в мессенджере, в котором участники делятся своими планами на день, полезной информацией о том, как эффективно организовать свой день и подбадривают друг друга.

Запись на индивидуальный тьюториал происходит через систему moodle.tsu.ru. Студент отмечает запрос, выбирает дату, время и тьютора, с которым хотел бы поработать.

2. Соразработка тьюторских практик совместно с факультетами и подразделениями ТГУ

Уникальность и автономность факультетов НИ ТГУ, а также специфика образовательных программ предполагают, что в разных учебных подразделениях могут реализовываться разные практики индивидуализации и тьюторства. Кроме того, такие локальные проекты помогают «вшить» принцип индивидуализации в базовые университетские процессы. Сотрудники Тьюторской службы помогают преподавателям и администрации факультетов и подразделений ТГУ разрабатывать образовательные курсы в соответствии с этим принципом.

Так, на факультете исторических и политических наук в 2019-2020 учебном году реализуется тьюторский курс «Работа с образовательным портфолио». В рамках курса 6 факультетских тьюторов работают со студентами-первокурсниками и обсуждают их образовательные цели, подсказывают ресурсы, необходимые для достижения этих целей и помогают представить профессиональное будущее.

В рамках стипендиального конкурса Оксфордского российского фонда «Тьютор в университете» в 2019-2020 году тьюторские проекты были реализованы в высшей школе журналистики, на философском факультете, факультете иностранных языков, программе «Институт человека цифровой эпохи», а также на базе Молодёжного центра и в Отделе социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов.

3. Проведение обучающих и экспертно-консультационных семинаров для университетских сотрудников

Совместно с отделом дополнительного профессионального образования НОЦ «Институт инноваций в образовании» тьюторы начали разрабатывать программы по экспресс-подготовке тьюторов в сфере высшего образования. На данный момент проведены 3 курса повышения квалификации.
Также проведены несколько семинаров по развитию тьюторских компетенций и тренинг по картированию, который позволяет ознакомиться с техникой построения карт. Участие в мероприятиях принимают факультетские тьюторы, победители стипендиального конкурса Оксфордского российского фонда «Тьютор в университете» и тьюторы Томского гуманитарного лицея.

Тьюторская модель работы со студентами разрабатывается ТГУ в сотрудничестве с Межрегиональной тьюторской ассоциацией. Научным консультантом по этой работе выступает Ковалева Татьяна Михайловна, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», руководитель Лаборатории индивидуализации и тьюторства.

Контакты:
Туманова Дарья, администратор Тьюторской службы
Группа ВК

С вопросами и предложениями о сотрудничестве можно обратиться к координатору Тьюторской службы Паку Вадиму, 8-913-882-32-63, vadick.pak@yandex.ru