Тьюторская служба ТГУ

Одно из приоритетных направлений в образовательной политике Томского государственного университета – индивидуализация образовательного процесса. С 2018 года в университете реализуется проект «Создание системы тьюторского сопровождения для студентов с высоким образовательным потенциалом». В рамках этого проекта функционирует Тьюторская служба ТГУ, в составе которой работают 4 штатных тьютора.

На сегодняшний день у Тьюторской службы университета несколько приоритетных направлений деятельности:

1. Сопровождение студентов ТГУ

Тьюторы ТГУ помогают студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию и ориентироваться в образовательных ресурсах университета, сопровождают движение студента по разработанной ИОТ.

Студенты обращаются в Тьюторскую службу с запросами о помощи в определении своего места в университете и поиске необходимых ресурсов для самореализации. Также студентов волнует выбор будущей профессии, им необходима помощь в выборе направления научного исследования и научного руководителя. Есть студенты, которые знают, чего хотят, но им не хватает мотивации и самодисциплины. Также есть обращения за консультациями о порядке перехода на индивидуальный учебный план.

Работают специалисты Тьюторской службы, как правило, в формате тьюториалов или консультаций. Запись на тьюториал происходит через систему moodle.tsu.ru.

2. Методическая помощь в реализации локальных проектов по индивидуализации и тьюторскому сопровождению на факультетах и в структурных подразделениях ТГУ

Уникальность и автономность факультетов НИ ТГУ, а также специфика образовательных программ предполагают, что в разных учебных подразделениях могут реализовываться разные практики индивидуализации и тьюторства. Кроме того, такие локальные проекты помогают «вшить» принцип индивидуализации в базовые университетские процессы.

В феврале 2019 года ТГУ стал победителем конкурса Оксфордского российского фонда «Тьютор в университете: специфика, подготовка, практика». В рамках данного стипендиального конкурса в 2019 – 2020гг. на факультетах и в структурных подразделениях ТГУ будут реализовываться 7 проектов тьюторского сопровождения:

  1. В САЕ «Институт человека цифровой эпохи» проект тьюторского сопровождения предполагает «выстраивание индивидуальных траекторий магистрантов первого года обучения через программу тьюторского сопровождения и развитие кроссконтекстуальных и экзистенциальных навыков» (Надежда Зильберман, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики).
  2. На факультете журналистики реализуется проект по «апробации перехода от «программной» модели образования к «образованию самоопределения» при сохранении институциональных и структурных характеристик образования» (Илья Мясников, декан Факультета журналистики).
  3. На философском факультете осуществляется «разработка и апробация инструментов для индивидуализации научно-исследовательской траектории и вовлечение большего числа студентов в научно–исследовательскую деятельность» (Юлия Кириленко, заместитель декана по научной работе Философского факультета).
  4. В институте экономики и менеджмента предполагается «за счет механизмов тьюторского сопровождения обеспечить профессиональное самоопределение и формирование индивидуальных карьерных траекторий студентов» (Людмила Кудашкина, директор Центра карьер института экономики и менеджмента).
  5. На факультете иностранных языков будет реализован проект «тьюторского сопровождения иностранных студентов для реализации их образовательных потребностей и раскрытия творческого потенциала» (Анастасия Агафонова, старший лаборант кафедры китайского языка Факультета иностранных языков).
  6. На базе Молодежного центра реализуется проект по созданию комплексной модели сопровождения координаторов НИРС структурных подразделений ТГУ (Юлия Сметанова, заместитель директора Молодёжного центра ТГУ).
  7. Отделом социальной адаптации и сопровождения иностранных студентов реализуется проект «Тьюторское сопровождение языковых тандемов как основа для реализации межкультурных студенческих проектов» (Лидия Жулёва, начальник отдела по социальной адаптации и сопровождению иностранных студентов).

3. Выявление групп студентов с высоким образовательным потенциалом

В рамках данного направления Тьюторская служба апробирует инструменты диагностики высокого образовательного потенциала. На данный момент апробированы 2 инструмента:

  1. Система прогнозирования одарённости на основе цифрового следа (профиль человека в социальной сети «Вконтакте»). Система предполагает прогнозирование одарённости по трём признакам: мотивация, интеллект и креативность. Точность алгоритма составляет более 85%.
  2. Диагностика профессионального типа личности. Инструмент представляет собой опросник по профориентации. Согласно данной диагностике, существует 6 профессиональных типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предприимчивый и конвенциональный. В результате прохождения диагностики у студента выявляются 2 основных и 2 второстепенных профессиональных типа личности, что позволяет более точно судить о склонности к определенного типа профессиональной деятельности, типу карьеры и профессионального окружения.

4. Создание «Электронного тьютора» на базе виртуальной обучающей среды Moodle

Контактная работа тьюторской службы со студентами на первом этапе реализации проекта показала, что одной из основных проблем, существующих в университете на сегодняшний день, является неструктурированность информации об образовательных событиях и ресурсах, имеющихся в университете и доступных для обучающихся. Поэтому появилась идея создания электронной системы, которая бы не просто содержала информацию обо всех ресурсах и мероприятиях, но и работала как сервис рекомендаций, предлагая студенту мероприятия и ресурсы в соответствии с интересами, особенностями и образовательными задачами. Такая система не только выполняет функцию навигатора, но и позволяет фиксировать индивидуальную образовательную траекторию студента.

Для работы системы электронного тьютора составляется портрет студента, который складывается из анализа баллов ЕГЭ и успеваемости, информации об участии в олимпиадах, диагностики профессионального типа личности, прогноза признаков одарённости. Также составляется карта событий, проектов, конференций, MOOK, которые электронный тьютор рекомендует студенту согласно его портрету, интересам и особенностям.

Проект создания электронного тьютора реализуется в кооперации c командой программистов Института дистанционного образования под руководством Артёма Викторовича Фещенко и группой психологов под руководством Валерии Владимировны Мацуты.

 

Тьюторская модель работы со  студентами разрабатывается ТГУ в сотрудничестве с Межрегиональной тьюторской ассоциацией. Научным консультантом по этой работе выступает Татьяна Михайловна Ковалева, президент МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», руководитель Лаборатории индивидуализации и тьюторства.

Контакты:
Попова Елена, администратор Тьюторской службы
Группа ВК

С вопросами и предложениями о сотрудничестве можно обратиться к координатору Тьюторской службы Вадиму Паку, 8-913-882-32-63, vadick.pak@yandex.ru