В ТГУ обсудили развитие открытого образовательного пространства

12 ноября в рамках международной научно-практической конференции «HR-тренд: Человеческое измерение университета» в ТГУ прошли Первые университетские педагогические чтения «Потенциал концепции исследования и управления образовательными инновациями Г.Н. Прозументовой в решении задач развития образования».
Чтения были организованы в память о Галине Прозументовой, вдохновителе и организаторе работы по созданию в ТГУ открытого образовательного пространства.

Галина Прозументова была первым директором Института инноваций в образовании ТГУ, профессором, заведующей кафедрой управления образованием факультета психологии ТГУ. К ее заслугам также относится основание научной школы гуманитарного управления образовательными инновациями и школы совместной деятельности № 49.

– Галина Николаевна обладала ключевыми качествами человека университетского – это постоянное стремление к новому, к развитию личностных и профессиональных качеств; способность привлекать и удерживать других людей. Она служила своему делу и понимала его как призвание, – отметил на открытии Чтений ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Педагогические чтения

– Галина Николаевна – важнейший человек, который менял жизнь университета, создавал вокруг пространство смыслов, в котором мы и сегодня живем. Я уверен, что ее задела хватит еще на долгие годы. Педагогическому сообществу есть что вместе обсуждать, осмысливать, откуда черпать новое для  развития педагогического образования, – добавил Эдуард Владимирович.

Первую часть программы Чтений составили презентация и обсуждение недавно изданной книги Г.Н. Прозументовой «Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования)», открывшей педагогическую серию «Университет – учителю». Главной темой дискуссий стал концепт образовательных инноваций и Открытого образовательного пространства.

Вторая часть была посвящена разработке программы дальнейших действий. Здесь работа участников шла в лабораториях по трем направлениям: «Использование концепции педагогики совместной деятельности для разработки инновационных проектов в образовательных и социальных практиках», «Новые компетенции педагога, преподавателя, учителя» и «Развитие сетевого взаимодействия организаций всех уровней образования». Участники определили, какие проблемы волнуют школьное и университетское сообщество, какие ресурсы уже накоплены и как можно методически обобщить их.

– Я считаю, что Чтения получились не только памятными. Нам удалось здесь задать следующий виток. По каждой обсуждаемой линии мы наметили план разработочных семинаров и план подготовки публикаций. Структуры, которые являются организаторами Педагогических чтений, – Институт инноваций в образовании, кафедра управления образованием, Центр развития качества образования, школы совместной деятельности – фактически все сегодня определились в ближайших и в стратегических шагах, связанных с нашими исследовательскими темами, – подытожила заместитель проректора ТГУ по учебной работе, директор Института инноваций в образовании Елена Суханова. – Далее мы сложим программы разных подразделений и определим единую траекторию действий на следующий год.

Исследования в области создания механизмов развития Открытого образовательного пространства системно реализуются в ТГУ с 2003 года. За это время был создан ряд программ по взаимодействию университета и школы, расширению образовательной среды для реализации индивидуальных траекторий школьников и студентов. Идея Открытого образовательного пространства вошла как проектная в программу повышения международной конкурентоспособности университета. На данный момент в эту деятельность, помимо специализированных структур, занимающихся вопросами исследования образования, включено большое количество факультетов ТГУ и сотрудников отдельных подразделений.

Книга Г.Н. Прозументовой «Образовательные инновации феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования)»