В ТГУ для школьников из городов присутствия «Росатома» прошел мастер-класс по робототехнике

5 сентября в Томской области на базе санатория «Синий утес» открылся II Всероссийский образовательный форум-конкурс «Новое поколение — ресурс будущего». В нем участвуют 150 старшеклассников из городов присутствия ГК «Росатом» и Сибирского федерального округа.

Программа трехдневного форума основана на новой образовательной технологии – «Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников: высокие технологии и профессии будущего +20». Она уже с успехом опробована Институтом инноваций в образовании ТГУ и позволяет повысить компетенции школьников в сфере форсайт-технологий – умения анализировать меняющиеся данные и составлять сценарные версии будущего.

Школьники работают по четырем направлениям: «Технопоток» (инженерия будущего), «Социопоток» (социум, экономика, культура), «Экопоток» (среда и качество жизни) и «Информпоток». Результатом их работы станет формирование индивидуальных профессиональных и образовательных приоритетов и создание собственной траектории развития.

Ученые и преподаватели университетов Томска и Северска организовали для ребят экспертные сессии, интеллектуальные дебаты, инициативные клубы, лекции и мастер-классы. Так, на базе радиофизического факультета ТГУ прошел мастер-класс по робототехнике.

– Хорошо, что ребята действительно интересуются «технарскими» вещами. Главное, чтобы это желание у них не ослабло, а наоборот, развивалось, и в дальнейшем они смогли приложить свой интерес к будущей профессии, – говорит старший преподаватель РФФ Михаил Политов. – Даже если кто-то из участников сейчас посмотрит, оценит и осознает, что это не его сфера, он сможет понять, что необходимо искать и развиваться в другом направлении – это тоже результат.

Обязательным условием прохождения отбора на форум было наличие командного проекта в научно-технической или естественнонаучной областях знаний.

– Наша команда представляет робота-сортировщика, – рассказывает Павел Шпорт из Зеленогорска (Красноярский край). – Хотелось бы не только показать свои достижения, посмотреть работы других команд, но и получить новые знания. Например, на мастер-классе стоял робот-вездеход, который может преодолевать препятствия. И мне было бы очень интересно попробовать собрать такого же.

– В первый же день я узнал многое, о чем даже не задумывался. К примеру, в повседневной жизни школьник вряд ли будет думать о том, сколько угля ежедневно сжигается на всех фабриках и заводах, – добавляет он. – А у нас были дебаты как раз по этому поводу; и действительно осознаешь проблему и понимаешь, что ресурсы исчезают и нужно искать альтернативные источники энергии. Наука и здесь идет вперед, развивается, это очень интересно!

Работа форума завершится вечером 7 сентября, по итогам конкурсной программы будут объявлены победители в личном и командном зачете.

Для справки: «Открытая форсайт-лаборатория старшеклассников» – новая образовательная технология, которая реализуется с 2010 года в рамках программ ГК «Росатом», ОАО «ТВЭЛ», Администрации Томской области, Администрации ЗАТО Северск, ТГУ, СТИ НИЯУ МИФИ на основе инновационных разработок Северской гимназии как ресурсно-внедренческого центра инноваций ОГБУ «Региональный центр развития образования».
Технология проведения подобных мероприятий разработана в рамках деятельности лаборатории использования форсайт-исследований в работе со школьниками Института инноваций в образовании ТГУ (руководитель лаборатории –Татьяна Якубовская).